Четверг, 25.04.2024, 07:30

Приветствую Вас Гость | RSS

Визуальные эффекты в дизайне помещений

Визуальные эффекты в дизайне: моделируем объем помещений

Бытует мнение, что каждый видит только то, что хочет видеть. Пусть так, но помещение, к созданию которого приложилась рука специалиста, каждый будет видеть так, как задумывал автор. Речь идет о дизайне и визуальных эффектах, сказывающихся на восприятии человеком пространства. Ведь и в самом деле: мастерское владение этим важнейшим инструментом дизайнерского искусства способно превратить крохотную и, казалось бы, удушливую по атмосфере комнату в просторное место для отдыха, а огромный холодный зал – в уютную гостиную.

Цветовые иллюзии

…Думается, каждая женщина прочувствовала на себе, что знаменитое изобретение Коко Шанель - маленькое черное платье - действительно гораздо меньше, скажем, такого же, но белого. Воистину, гардероб красивой дамы - свидетель множества уловок, основанных на тонкой игре с цветовыми визуальными эффектами…

Что касается дизайна помещений, то, разумеется, и здесь определенные закономерности нашли свое отражение. Средние, легкие, тяжелые – нет, это не весовые категории бойцов и не степени серьезности повреждений, а всего лишь характеристики, даваемые цветам, которые, к слову, также бывают нейтральными, теплыми и холодными. Итак, к нейтральным относятся все цвета зеленой гаммы, в то время как все оттенки синего цвета, ассоциирующиеся с небом и водой, считают холодными, а все тона от солнечно-желтого до огненно-красного – теплыми. Отметим, что теплые тона оптически уменьшают пространство, а холодные – увеличивают. Однако не все так просто: возлагать увеличение пространства на все холодные цвета нельзя, поскольку темные оттенки теряют это свойство, как, впрочем, и не стоит ждать визуального уменьшения от светлых оттенков теплых цветов. Здесь другая закономерность: светлые оттенки – такие, как, например, бежевый, бежево-оранжевый, белый, бледно-голубой – расширяют пространство, а темные – ярко-красный, темно-синий, сине-фиолетовый – сужают.

Обратимся к практике. Знакомо всем, как плотно затянутое облаками небо словно нависает над головой, — так и с темными потолками. Избавиться от давящего ощущения в низкой комнате помогут натяжные потолки светлых холодных тонов. Со стенами скромных в размерах помещений вполне уместно проделать примерно то же самое: подойдут бледно-зеленые тона, серо-голубые и др. Вытянутую в длину комнату подкорректировать просто, выкрасив дальнюю стену в более интенсивный цвет и, таким образом, визуально «подтащив ее поближе». Кстати, растянуть помещение в высоту помогает еще один прием: покраска пола в насыщенный цвет.

Игра света

…Техника работы со светом, отлично знакомая профессиональным фотографам, согласитесь, способна творить чудеса: вот боковой свет играет в мелких складочках лукавых морщинок около глаз, а вот кадр с освещенным передним светом лицом, благодаря чему все неровности кожи сглажены. Какие еще игры с нашим воображением затевает свет?...

Центральный, боковой, напольный, периметральный, точечный, направленный, рассеянный – удачно выбранное освещение может не только декорировать и зонировать пространство, но и в прямом (как, впрочем, и в переносном) смысле, скрыть недостатки и высветить достоинства помещения. Для того чтобы, например, визуально приподнять потолок, необходимо забыть о крупных подвесных люстрах, но использовать встроенные светильники. Лучше всего, если ими декорировать натяжные потолки – в этом случае потолок оптически «зависнет» выше своего реального положения.

Если же подсветить некрупными светильниками нижние углы и стены, комната ощутимо станет просторнее. С недостатками вытянутой комнаты – помните, мы советовали приблизить дальнюю стену, покрасив ее в более темный оттенок, - возможно справиться иначе, если взять на вооружение свет. Попробуйте сделать яркий акцент на той самой дальней стене, и комната в визуальном восприятии станет скорее квадратной, нежели прямоугольной. Хотите сузить комнату? Самое время подсветить верхние углы. Очевидно, что большое количество мелких светильников, умело размещенных по периметру комнаты и на потолке, позволит моделировать пространство многовариантно.

Возможность увеличить пространство – а все наши размышления, так или иначе, направлены на решение этой задачи, поскольку, «лишних квадратных метров», как известно, на самом деле не бывает, - появляется с использованием стеклянных дверей и перегородок. Причем здесь свет? Все просто, свет перетекает сквозь стекло, таким образом увеличивая пространство. Например, двери со стеклянными вставками, используемые в ансамбле с действенными приемами расширения пространства, о которых было сказано выше, способствуют снятию ощущения изолированности, что, отметим, очень важно для детских комнат.

Хитросплетения фактур и рисунков

…И уж конечно, каждая дама с выразительными формами знает, что ей не стоит надевать платья с горизонтальными полосками – пусть даже это и будет черное платье Коко Шанель с белыми полосами…

В игру с нашим визуальным восприятием включается не только цвет и свет, но также характер рисунка и фактура отделочных материалов, когда это касается дизайна помещений. Так, вертикальные полосы раздвигают пространство по вертикали, при этом сужая его по горизонтали, а горизонтальные – наоборот. В целом, усиление вертикальных элементов в интерьере – обилие вытянутых вверх светильников, панно, картин и стеллажей, подсвечников в готическом стиле способствует усилению вертикальной доминанты в помещении.

Что касается величины рисунков и орнаментов, то очевидно, что мелкие - оптически увеличивают пространство, в то время как крупные - уменьшают. Еще один нюанс, связанный с контурами рисунков: расплывчатые в деле визуального увеличения объема комнаты более актуальны, тогда как четкие контуры «играют» на уменьшение.

Верно считают, что иногда важнее не то, что говорят, а то, как говорят. Вот и в дизайне помещений важную роль отыгрывает не только то, что именно используется в качестве отделочного материала, но и то, как именно используется. Можно применять рекомендации, данные выше, и добиваться нужных эффектов прямым нехитрым путем, а можно экспериментировать. Ведь манипуляции с цветом, рисунками, фактурой поверхностей, освещением и отдельными предметами интерьера словно позволяют «наряжать» одно и то же помещение в несчетное количество платьев, приближаясь к той самой гармонии, которую уже не одно столетие ищет искусство.

Интерьер в «нужном свете»

Позаботиться о качестве и стиле отделки стен, расставить в комнатах уютную красивую мебель – далеко не все, что может сделать хозяин, чтобы дом состоялся в том его качестве, которое афористично подчеркнуто в известном выражении: «мой дом – моя крепость». Подобно тому, как свет рампы может высветить черты внутреннего мира артиста, освещение дома – может и окружить молчаливой заботой в минуты печали, и настырно вцепиться в глотку уставшему хозяину. Пожалуй, в последней ситуации не спасет ни любимый мягкий диван, ни некогда радовавшая глаз изысканная по фактуре и цвету декоративная штукатурка на стенах, ни роскошные натяжные потолки с мерцающими звездами… Почему так? Потому что освещение не дружит с интерьером, потому что свет, цвет и фактура конфликтуют.

Световой дизайн - отдельная, но не обособленная сфера в искусстве дизайна, ведь основные характеристики света – яркость, поток, сила, цвет и др. - сказываются на практике всегда в соотношении с другими элементами интерьера. О цвете освещения мы и поговорим.

Источники искусственного освещения – а эффект зависит не только от дизайна светильников, но и от ламп - излучают не только свет, но и цвет. Так, лампы накаливания дают белые и желтые лучи. Если благодаря им теплые цвета интерьера – желтый, оранжевый, красный – просто светлеют, то с холодными происходят интересные метаморфозы. Помимо того, что фиолетовые, синие, зеленые и голубые тона темнеют, в то время как темно-синий цвет вовсе превращается в черный, поверхности зеленого цвета – приобретают голубой оттенок, а голубого – наоборот, зеленеют. Таким образом, в интерьерах, освещаемых лампами накаливания, ухудшается цветопередача холодных цветов. Схожи по светоцветовому эффекту галогенные лампы.

Обратное действие у ламп дневного света с белыми и синеватыми лучами, которые «охлаждают» в визуальном восприятии теплые цвета и усиливают эффект холодных: оттенки синего и зеленого становятся ярче, а желтые, красные и оранжевые – блекнут. И не важно, речь идет о свете в квартире или об освещении в коттедже: везде действуют одни и те же законы. Например, в кухнях и столовых не рекомендуется использовать синие цвета в оформлении, а тем более подсвечивать синие стены лампами дневного света в синих плафонах: даже самые вкусные яства не будут выглядеть в таком свете аппетитно. Заметим, что холодный синеватый свет не внесет гармонию и в интерьер спальни, поскольку проакцентирует внимание скорее на мелких недостатках кожи, но никак не поспособствует усилению романтических нот в обстановке, для создания которой лучше использовать или красноватые лампочки или абажуры теплых цветов – абрикосового, красного, оранжевого.

Учитывая особенность белого света подчеркивать фактуру поверхностей, стоит взять один интересный прием для каминных залов. Сложенный из камня или кирпича «домашний очаг» можно высветить встроенными в потолок лампочками с белыми лучами. Это и функционально - по той причине, что лампочки в потолке создают необходимое для комнаты, которая вполне может выступить в значении гостиной, общее освещение, и эстетично - за счет скользящих по поверхности камина с красивой текстурой лучей. Этот прием актуален и в комнатах, стены которых отделаны интересной по фактуре декоративной штукатуркой.


Особые выразительные возможности открывает использование в дизайне интерьера цветного освещения. Эффекты цветного света, как известно, широко используются мастерами театральной режиссуры. И неспроста: свет действительно может «вылепить» из одного и того же пространства-материала различные вариации пространства-атмосферы. Так, стены и потолки ахроматических цветов - белого и серого - могут быть окрашены цветным освещением в любой другой, причем «вынесут» этот цвет адекватно. Таким образом, белая комната может словно по мановению волшебной палочки превратиться в лиловую или голубую: все зависит от цвета освещения.

Цветные поверхности, соответственно, ведут себя иначе. Например, синий свет сделает насыщеннее синий цвет поверхностей, тогда как в желтом свете последние приобретут зеленый оттенок. Красный цвет стен при зеленом освещении и вовсе преобразится до неузнаваемости – станет почти черным или темно-серым. Как видим, закономерности действуют примерно такие же, как и при смешивании красок. Поэтому дизайнер и выступает в роли художника, когда работает над интерьером помещения, окунаясь в поиски самого лучшего варианта соответствия цвета, светы, формы, фактуры, наконец, стиля – а стиль, подчеркнем, появляется там и тогда, где и когда все элементы целого ладят друг другом. Думается, освещение, свет, в силу своей природной вариативности, открывает большие перспективы в создании по-настоящему стильного дизайна интерьера.

И в заключение напомним: если лампы, люстры, торшеры и бра подбираются после того, как интерьер уже сложился, то самый верный способ «отрепетировать» освещение – устроить эксперимент и в ходе опыта «подсмотреть» за изменениями, происходящими в комнате при искусственном освещении различного типа, иными словами - «примерить» свет к интерьеру. Да, и самое простое: не торопитесь устанавливать в своем доме лампы, свет которых вызывает неприятные ощущения для глаз. Как бы чудесно они не смотрелись в интерьере, вы ведь не пойдете против единственно верной точки своего собственного зрения?

Дизайн интерьера в новом свете - не бойтесь экспериментировать!

Со временем в доме накапливается множество вещей, которые принадлежат к абсолютно разным стилям. Как же совместить несовместимое в дизайне интерьера? Готовьтесь к экспериментам и будьте уверены: фьюжн, эклектика или поп-арт позволят по-новому взглянуть на привычный интерьер.
Дизайн интерьера в новом свете - не бойтесь экспериментировать!
В жизни каждого человека наступает момент, когда к нему приходит осознание, что нужно что-то менять: все свободное пространство занято мебелью, функциональными аксессуарами и всевозможными мелочами, зачастую не несущими никакой смысловой нагрузки. Особенно ясно это осознание приходит во время подготовки к ремонту. Именно ремонт является отличным поводом для изменения привычного положения вещей (в прямом и переносном смысле).
Конечно, намного легче попрощаться с отжившими свое вещами и ненужными подарками, но как же поступить с тем, что дорого как память? Ведь бывает, что коллекцию миниатюрных автомоделей глава семейства собирал с самого детства, старинный сундук достался по наследству от прабабушки, а сшитые вручную декоративные подушки – любимое рукоделие жены. Не переживайте – сохранить все эти элементы интерьера можно – для этого и существуют современные стили дизайна, которые уж точно помогут сделать интерьер оригинальным, необычным и даже немного революционным.

Эклектика в современной интерпретации - гармония диссонанса.

Несмотря на противоречивость данного определения, именно оно наиболее полно отражает суть эклектичного стиля. Как диссонанс может быть гармоничным? Легко, если за дело оформления интерьера берется профессионал. Эклектика получила широкое распространение в середине XIX века, когда среди европейской интеллигенции царили романтичные и революционные настроения, как правило, не выходящие за пределы гостиной. Таким образом, эклектика стала отличительной чертой внутреннего убранства комнат. Негативный оттенок это слово приобрело позже, когда дамы (а подчас и господа) потеряли чувство меры, которая является совершенно необходимым атрибутом хорошего вкуса и эклектичного стиля. Превратить эклектику в элементарную безвкусицу очень легко, поэтому стиль должен быть безупречно выдержан.
Итак, что же представляет собой истинная эклектика в современном варианте? Интерьер в этом стиле может включать в себя элементы двух, самое большее – трех, разных стилистических направлений. Как правило, эти стили имеют нечто общее, хотя и являются представителями различных временных и культурных пластов. Авангард и конструктивизм, барокко и романтизм, кантри и минимализм – в эклектике возможно все. Следует заметить, что игра на контрастах позволяет добиться превосходства одного направления над другим, их равноправия или постоянной борьбы. Если Вы любите путешествовать, то эклектический стиль позволит Вам смело привозить из своих странствий любые сувениры – они легко впишутся в дизайн интерьера.
Однако не забываем о едином мотиве, сглаживающем границы стилей. Это может быть определенный рисунок или узор тканей, цвет или декоративный элемент, присущие мебели, стенам или текстильному дизайну интерьера. Благодаря единой линии дизайн в эклектичном стиле становится действительно интересным, выдержанным и богатым.

Фьюжн - новаторский уют или уютное новаторство?

Фьюжн является одним из самых молодых направлений в дизайне интерьера – он появился всего несколько десятилетий назад, однако пришелся по вкусу очень многим. Сочетание таких стилей как хай-тек и винтаж, классика и этника, романтизм и минимализм позволяет сделать дом не только стильным, но и удивительно комфортным.
Казалось бы, чем отличается фьюжн от эклектики, ведь оба стиля основываются на модном нынче смешении стилей. Можно сказать, что эклектика более агрессивна, чем фьюжн, который характеризуется мягкими формами, светлыми тонами и легкостью. Некоторые дизайнеры утверждают, что фьюжн – это всего лишь новое видение эклектики, позволяющее отсечь лишнее и создать легкий интерьер и приятную атмосферу. Основное правило создания дизайна интерьера в стиле фьюжн – лучше меньше, чем больше. Иными словами, и тут необходимо здравое чувство меры и умение вовремя остановится.
Для интерьера в этом стиле характерны свободные пространства, воздушные материалы, мягкие оттенки. Округлые формы и гибкие переходы справедливы как для окон, так и для потолка или мебели. В стиле фьюжн отлично сочетаются всевозможные украшения и коллекции, объединенные единым мотивом – это может быть собрание самодельных кукол, разноцветных вееров или масок. Главное при этом сохранить легкость и созидательность стиля.
Фьюжн имеет свои тонкости: к примеру, за неимением достаточного пространства очень легко перестараться с цветом, материалами и темами. Таким образом, фьюжн может перерасти в кричащий китч, который уж никак нельзя назвать уютным. Безусловно, каждый владелец в праве сам решать, каким образом реализовывать свои идеи, однако всегда следует прислушиваться к советам опытного дизайнера, который подскажет, где заканчивается фьюжн и начинается эклектизм в самом худшем понимании этого слова.

Яркий и эффектный: поп-арт.

Стиль, граничащий с его полным отсутствием – это поп-арт. Главным в создании интерьера в стиле популярного искусства является доступность используемых символов и идей для понимания каждого человека, который только потом оценивает, нравится ему этот стиль или нет. В интерьере поп-арт найдется место всему, что есть в доме, хотя и с некоторыми оговорками – элементы дизайна должны быть общедоступными и не слишком изысканными (используются всевозможные плакаты и театральные афиши, газетные вырезки и старые фотографии, пивные бутылки, консервные банки и многое другое).
Однако чтобы сохранить впечатление от ярких люминесцентных цветов, крупных изображений кумиров, концептуального диссонанса форм, расцветок и материалов, необходимо спрятать все предметы быта от постороннего взгляда (для этой цели идеально подходят встроенные шкафы или полки). Есть и другой вариант – использовать открытые стеллажи, когда даже самые личные вещи находятся на всеобщем обозрении – но на такую радикальность, все же, идут единицы. Если Вам не чуждо стремление шокировать окружающих, если уют и комфорт для Вас не главное, а классическим картинам Вы предпочитаете абстракционизм – стиль поп-арт идеально впишется в интерьер Вашего дома.
Фьюжн, эклектика или поп-арт – выбирать, какой из этих стилей ближе и роднее, конечно, только Вам. Однако Вы можете быть абсолютно уверены в том, что поразить друзей и создать необычный интерьер у Вас получится в любом случае.